Новости

Поправки к закону «О рекламе», вступающие в силу с 1 сентября

Уже этой осенью маркетологи столкнутся с новыми поправками к закону о распространении рекламы. По традиции, ничего непонятно, но очень интересно и тревожно. Как закон о маркировке рекламы изменит деятельность маркетологов в России: кого он затронет, как подготовиться к его исполнению и что будет, если закон игнорировать?

В чем суть закона о маркировке рекламы?
Летом 2021 года в силу вступили нововведения, которые изменили Федеральный закон «О рекламе». Однако статья 18.1, которая регулирует рекламу в интернете, начинает действовать с 1 сентября 2022 года. Это нововведение уже известно как «закон о маркировке рекламы». С этого момента в России заработает единая система учета всей рекламы в сети.

Смысл закона в том, что рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем будут обязаны представить в Роскомнадзор информацию о рекламе, размещенной в Интернете. 

Для сохранения информации заработает Единый реестр интернет-рекламы, он же ЕРИР. Реестр будет хранить данные не менее 5 лет с момента регистрации.
На данный момент Правительство и Роскомнадзор еще конкретизируют порядок предоставления информации, данные для передачи и критерии ответственных лиц, которые будут заниматься регистрацией.

Зачем нужны поправки к закону «О рекламе»?
Сама статья 18.1 в достаточно общей форме указывает цели регулирования рекламы в интернете. Цитата: «В целях обеспечения прослеживаемости рекламы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»…
Пояснительная записка к закону тоже не добавляет ясности. Там написано:
«…в целях совершенствования отношений в сфере рекламы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», путем обеспечения прослеживаемости такой рекламы в сети «Интернет»».

Аргументация появления нового закона обусловлена техническим развитием и появлением новых способов распространения рекламы. Принятый в 2006 году закон «О рекламе» не содержал статей о регулировании интернет-рекламы, это закономерное продолжение документа.

Если увязать документ с существующими статьями, то цели контроля рекламы в интернете - это:
– Защита прав потребителей рекламы. Маркировка укажет, что пользователь видит на каком-либо сайте не просто статью или материал, а именно рекламу. К тому же, органы смогут контролировать содержание рекламы на соответствие законодательству. Условно в этот момент должны исчезнуть объявления от мошенников и реклама запрещенных товаров.
– Защита прав рекламодателей. Предусматривается возможность получения доступа к информации у Роскомнадзора. Например, можно получить информацию об объемах и распределении показов, а также сроки размещения рекламы. Так заказчики смогут отслеживать выполнение обязательств исполнителями.
– Контроль налогов. Информация о рекламе попадет в том числе и в налоговые органы, что позволить отследить, чтобы все лица исполняли налоговые обязательства.
– Фиксация информации о рекламе. Реклама в интернете не имеет физического воплощения, ее можно быстро изменить или удалить. Регистрация рекламы позволит зафиксировать и сохранить информацию о размещенных объявлениях и кампаниях.

Что изменится, когда закон о маркировке рекламы вступит в силу?
У рекламодателя, а также рекламораспространителя и оператора рекламных систем появится обязанность передавать или обеспечить передачу информации о своей рекламе в интернете в Роскомнадзор. Это будет происходит с участием операторов рекламных данных, которые будут владеть специальными программами для этих процессов. Пока нет информации, о каких программах речь, но уже есть постановление с требованиями к программному обеспечению.

На кого распространяются поправки к закону:
Рекламодатель — изготовитель или продавец товара. Тот, кто определяет объект и содержание рекламы. 
Рекламораспространитель — лицо, которое распространяет рекламу любым способом, в любой форме и любыми средствами. Это может быть рекламное агентство или конкретный специалист в команде.
Оператор рекламной системы — это лицо обеспечивает функционирование рекламной системы, которую используют для распространения рекламы в интернете посредством сайтов, страниц или приложений, которые принадлежат третьим лицам. Например, Яндекс Директ.

Правительство уточнило критерии, которые позволят понять, попадаете ли вы под действие закона.
Рекламодатели — юридические или физические лица, индивидуальные предприниматели. Выходит, что все рекламодатели обязаны передавать данные о рекламе в реестр.
Им сделают исключение, если соблюдены два условия:
Наличие исключительного права на объект рекламы, они изготовители и/или продавцы товара или услуги.
Наличие договора с рекламораспространителями или операторами рекламных систем, который обязывает их заниматься передачей данных в Роскомнадзор и регистрацией информации о рекламе.
Рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые не являются рекламодателями. У них появляется ответственность при размещении рекламы, направленной на российского пользователя интернета. Сюда входят баннеры, тексты, текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи, видео или аудиотрансляции в прямом эфире.

Рекламораспространители — владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, операторы поисковых систем, владельцы мессенджеров.
При этом, не всякая информация о товарах и услугах в интернете является рекламой. Например, закон указывает, что аналитические и справочно-информационные материалы не будут регулировать.

Как понять, что материал не надо регистрировать? На примере интернет-магазина одежды:
Каталог с товарами, где описаны свойства, характеристики, есть цена, условия оплаты и доставки — информационно-справочный материал.
Баннер на этом же сайте, который выделяет конкретный товар среди других — реклама, его надо регистрировать.
Еще для примера. Антимонопольная служба указала, что объявления не Авито тоже не являются рекламой при условии, что вы их никак не продвигаете и не выделяете среди других.

Что, в каком виде и куда передавать, чтобы соблюдать закон о маркировке рекламы?
Рекламой считается любая информация, независимо от формы подачи, которая направлена на привлечение внимания к товару или услуге — объявление, визуальный баннер, видеоролик, аудиодорожка, рекламная статья и т.д.
Правительство РФ определило перечень данных, которые надо передавать для регистрации рекламы. Он довольно обширный, там есть:
Полное и сокращенное наименование юридического лица, ФИО для ИП;
Организационно-правовая форма юридических лиц;
Идентификационный номер налогоплательщика;
Номер мобильного телефона;
Государственный регистрационный номер;
Место нахождения и адрес юридического лица или адрес жительства для физического лица;
Информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем или оператором рекламной системе, их представителями или посредниками;
Описание осуществляемых действий, в том числе заключение договоров, действия в целях распространения рекламы, коммерческое представительство или иное посредничество.
Полный список для каждого ответственного лица ищите в Распоряжении Правительства Российской Федерации.

Информацию о рекламе будут передавать через специальных операторов рекламных данных, хотя в первых редакциях закона была возможность и самостоятельно регистрировать рекламу.

Важно: операторы рекламных данных и операторы рекламных систем — разные понятия!
Операторы рекламных данных — организации, которые будут передавать информацию о рекламе в Роскомнадзор.
Операторы рекламных систем — myTarget или Яндекс Директ.
Роскомнадзор создаст комиссию, которая отберет операторов рекламных данных. На данный момент их еще нет, процесс подачи заявок не запустили, но среди претендентов:
– Яндекс,
– VK,
– Ozon,
– МТС.

Как будет выглядеть цепочка взаимодействия для исполнения обязательств закона:
Контакты обязанных лиц с операторами рекламных данных и Роскомнадзором будут происходить в личном кабинете специальной информационной системы, доступ к которой можно будет получить через Единую систему идентификации и аутентификации.
На данный момент точно не обозначен срок, в который обязанные лица должны передать информацию операторам рекламных данных. Сам же оператор рекламных данных должен передать данные в Роскомнадзор в течение месяца с момента распространения рекламы в интернете.

Но 17-ый пункт статьи 18.1 в законе утверждает:
Распространение рекламы в интернете допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение…Требования к идентификатору, его содержанию, порядок и сроки его присвоения…устанавливаются Роскомнадзором.
Есть большая вероятность, что распространять рекламу можно будет только после предварительной передачи информации оператору рекламных данных и получения специального идентификатора. Сам Роскомнадзор еще не издал официальных актов по этому поводу.

Что будет, если не соблюдать закон о маркировке рекламы?
Все лица, которые участвуют в передаче информации о рекламе, несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность данных, а также своевременность исполнения обязательств.

Специальной ответственности за нарушения поправок в законе пока не предусмотрено, но с большой вероятностью ее введут, когда выстроятся процессы.
Однако пункт 7 в 38-ой статье закона «О рекламе» определяет рекламораспространителя ответственным лицом за нарушение требований распространения рекламы в интернете.

Это административная ответственность, которая предусматривает:
Штраф от 2 000 до 2 500 рублей для граждан;
Штраф от 4 000 до 20 000 для должностных лиц;
Штраф от 100 000 до 500 000 для юридических лиц.