Трудовые споры и порядок их разрешения в КТС

Дитятковская Мария Владимировна — директор ЮФ «Темида групп»
Такое понятие, как трудовые споры, рассматривается в главах 60 и 61 ТК РФ и означает неурегулированные конфликты, которые возникли между сторонами трудового права.
Главные признаки трудового спора

  • Противоречия отмечаются у объектов трудовых отношений.
  • Устанавливается открытость и гласность конфликта.
  • Спор не подавляется добровольно.
  • Требуется обращение к предусмотренным законом средствам урегулирования и привлечение уполномоченных органов.

Не любая конфликтная ситуация на работе считается трудовым спором. К таковым относятся только случаи, когда участники не пришли к решению добровольно. По этой причине, если сотрудник видит подрыв трудового законодательства, но не защищает свои права, значит, такая ситуация – это не трудовой спор.


В соответствии с законодательством (ст. 381 и 398 ТК РФ) выделяют 2 объективных признака разрешения трудового спора:
  • Предмет спора. Любые противоречия должны касаться только трудового права.
  • Возникновение конфликта. О трудовом споре идет речь только после того, как данные о нем передаются в органы, которые содействуют урегулированию любых конфликтных ситуаций на работе.
Классификация трудовых споров

  • Индивидуальные (работодатель/подчиненные). В качестве участников выступают как действующие, так и бывшие работники; соискатели, которым было отказано после собеседования. Причины разногласий: вопросы относительно коллективного или трудового договора, дополнительных соглашений и пр.
  • Коллективные. Главные действующие лица – работодатель и коллектив. Основные причины касаются вопросов установки и внесения правок в условия труда, выплаты зарплаты, коллективных договоров (соглашений), согласования локальных нормативных актов от лица профсоюза или иного выбранного органа.

Как разрешаются трудовые споры?



Сроки и этапы способов разрешения трудовых споров зависят от двух обстоятельств: в какой орган обратился заявитель, и какие, установлены обстоятельства дела.


Трудовые споры и порядок их разрешения в КТС


Если вопрос поступает в КТС (комиссию по трудовым спорам), то процедура разрешения трудовых споров состоит из нескольких этапов:

I. Подача заявления. Обращение о разрешении трудового спора составляется в течение трех месяцев со дня, когда сотрудник установил нарушения. Заявление проходит регистрацию и рассматривается десять дней.

II. Рассмотрение дела. Трудовой спор изучается в присутствии заявителя или его представителя. Если участники не являются, заседание откладывается (необходимо более половины представителей). Для принятия объективного решения в КТС иногда вызывают свидетелей, изучают документы от работодателя, привлекают экспертов. Для фиксации деталей заседания составляется протокол.

III. Принятие решения. Тайно проводится голосование, итог которого определяется через большинство голосов. Копии решения о разрешении трудового спора заверяются и отправляются участникам. Работодателю предоставляется период в 10 дней для того, чтобы он согласился с решением комиссии и выполнил его (на это предоставляется еще 3 дня). Если итог его не устраивает, ему необходимо перенести разрешение трудового спора в суд.

Стоит сказать, что решения КТС часто рассматриваются в суде. Но подача судебного иска разрешена и до итогового заседания. Кроме этого, существует ряд вопросов, которые комиссия не уполномочена решать.

В список дел для КТС относятся вопросы:


  • Правок, внесенных в условия трудовых договоров,
  • Не предоставления законных выходных и отпусков,
  • Административных наказаний,
  • Неправильной или несвоевременной оплаты труда.
Нужна консультация по разрешению трудовых споров? Пишите нам!

Дитятковская Мария Владимировна

Нужна помощь по разрешению трудовых споров?

Обратитесь за помощью к профессионалам и будьте уверенны в качестве предоставляемых услуг
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности